Система оценки


СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
 ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Для контроля развития инженерного мышления разработан пакет диагностических методик оценки успешности учащихся по определенным критериям. Диагностические материалы адаптированы под возраст учащихся  в соответствии с целями диагностики.
Для эффективной оценки результативности учащихся весь диагностический процесс разбит на 3 этапа: входная диагностика, промежуточная диагностика и итоговая (выходная) диагностика. Диагностика происходит на всех уровнях обучения: стартовом, базовом, продвинутом.
Специфика работы ЦДЮТТ Московского района по данному направлению  на стартовом уровне подразумевает охват учащихся 5 – 8 классов общеобразовательных организаций с возможностью дальнейшего углубленного погружения в область современных технических знаний (изучения информационно-коммуникативных технологий) для  формирования инженерного мышления. С учетом возрастных особенностей учащихся для входной диагностики используются пакеты диагностических материалов для 5-6 классов и 7-8 классов отдельно. Данные диагностические материалы дают возможность педагогу дополнительного образования (учителю) оценить интересы и склонности всех учащихся соответствующего возраста и выявить их интересы и склонности для развития инженерного мышления.
Диагностические материалы, используемые на базовом уровне обучения, основываются на методах наблюдения и портфолио. Эти материалы позволяют оценить уровень развития инженерного мышления по степени сформированности конкретных ключевых компетенций. На уровне профессиональных проб выявление степени сформированности компетенций учащихся происходит через защиту итогового учебного проекта. На продвинутом уровне обучения компетенции обучающихся оцениваются в соответствии с программой ранней профориентации, основ профессиональной подготовки, также могут быть использованы требования состязаний школьников в профессиональном мастерстве по критериям «JuniorSkills».
Результативность обучения по программам оценивается и по развитию личностных особенностей обучающихся, профессионально важных качеств, фиксируемых с помощью карты наблюдения.
Итоговая диагностика заключается в сравнении успеваемости обучающихся по соответствующим предметам школьных курсов общеобразовательных организаций (математика, алгебра, геометрия, информатика, физика). Формой итоговой диагностики на продвинутом уровне является заполненная таблица достижений учащегося, в том числе с учетом критериев по конкретным компетенциям соревнований формата «JuniorSkills».
Для выявления эффективности реализации и целесообразности программ дополнительного образования детей, направленных на формирование и развитие инженерного мышления, разработана итоговая анкета, дающая возможность оценки результативности деятельности по данному направлению.
Предлагаемые методики и тесты являются прикладными, а не чисто психологическими и могут быть реализованы педагогами и учителями. Их интерпретация предполагает математическую обработку информации (суммирование показателей), которое может быть произведено и самими учащимися.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии: интересы обучающихся, склонности обучающихся, тип мышления обучающихся, механическая понятливость.
Использумые методики:
­  Выявление интересов учащихся 5-6 классов (Приложение 1).
­  Выявление интересов учащихся 7-8 классов (Приложение 1).
­  Методика «Профиль» - модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока (Приложение 1).
­  Тест на механическую понятливость. Тест Беннета ориентирован на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Состоит из 70 физико-технических заданий, которые представлены в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, только один из них является правильным. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин. Допускается выполнение заданий в любой последовательности (Приложение 2).
­  Определение типа мышления (по количеству выбранных утверждений в каждом столбце можно судить об уровне развития тех или иных типов мышления: предметно-действенное мышление, абстрактно-символическое мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для инженерного образования важна креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности (Приложение 3).
­  Для выявления уровней типов мышления целесообразно использовать методики «Числовые ряды» абстрактно-символическое мышление (Приложение 4), «Выделение существенных признаков» – определение уровней развития словесно-логического мышления (Приложение 5). Для проверки уровня предметно-действенного типа мышления выполняется следующее упражнение: на столе поставить все костяшки домино на ребро параллельно (на ширину толщины костяшки домино) друг другу. Если в процессе костяшки не упали, можно констатировать достаточный уровень предметно-действенного мышления.

Все диагностические методики входного этапа можно повторить на этапе итоговой диагностики для оценки результативности деятельности.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии: степень сформированности компетенций обучающихся, результативность освоения образовательной программы.
Обучение по краткосрочным программам дополнительного образования по системе «вертолет» дает возможность обучающимся, входящим в организованные группы по договорам с общеобразовательными организациями, пройти профессиональные пробы по различным направлениям информационно-коммуникативных технологий и сформировать представление о наиболее привлекательных для себя сферах деятельности. На этом этапе выявление степени сформированности компетенций учащихся происходит через защиту итогового учебного проекта. Итоги работы заносятся в диагностическую карту, которая называется «Оценка результативности освоения образовательной программы» (Приложение 6). Работа с этим документом подразумевает его заполнение 3 раза в год - в сентябре, декабре и в мае.
В случае краткосрочных программ заполнение его предполагается на входе и выходе. По мере работы с картой диагностики может заполняться и «Дневник педагогических наблюдений» (Приложение 6).
Обучающиеся имеют возможность продолжить обучение на продвинутом уровне в выбранном направлении деятельности в группах свободного набора. На продвинутом уровне обучения компетенции обучающихся могут быть оценены в соответствии с программой ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве по критериям «JuniorSkills». Учитывая, что эти компетенции разрабатываются для конкретных заданий, выполняемых участниками соревнований, предполагается при определении сформированности инженерных компетенций использовать сам факт отбора или неотбора обучающихся для участия в соревнованиях «JuniorSkills» и успешность выполнения изделия-задания.
Результативность обучения по программам оценивается и по развитию личностных особенностей обучающихся, профессионально важных качеств, фиксируемых с помощью листа наблюдения (Приложение 7). Проявление личностных особенностей выполнения заданий заносится в лист наблюдений на каждом занятии или по мере выполнения заданий (проектов). Статистика личностных проявлений дает возможность судить о результативности с точки зрения развития креативности и других ключевых компетенций.
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии: успеваемость обучающихся по соответствующим выбранному направлению дополнительного образования общеобразовательным программам, степень сформированности компетенций обучающихся, результативность освоения образовательной программы.
Об изменении уровня развития инженерного мышления косвенно можно судить по среднему баллу, получаемому учащимся или группой учащихся в целом (средний бал в группе), выставляемых по результатам четверти, триместра, учебного года в тех общеобразовательных дисциплинах, которые тесно связаны с определенными направлениями информационных технологий и инженерной подготовки (математика, алгебра, геометрия, информатика, физика).
По заполненной итоговой форме «Оценка результативности освоения образовательной программы» (приложение 6) делается вывод об уровне освоения программы (низкий, средний, высокий) в соответствии с приложенными критериями. По результатам заполнения листа наблюдений (Приложение 7) делается вывод о наличии предпосылок для совершенствования в инженерно-технических видах деятельности.
Для учащихся 8-9 классов, стоящих на пороге выбора профессии, по итогам обучения по программам дополнительного образования в области информационных технологий и инженерной подготовки, разработана анкета итоговой диагностики, в которой отражены возможности развития или изменения интересов и склонностей обучающихся, а также вопросы, связанные с самооценкой обучающихся с точки зрения профессиональной ориентации (Приложение 8).

Количественные показатели эффективности деятельности ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга
по формированию инженерного мышления обучающихся

Количество обучающихся
2015
2016
Количество обучающихся, осваивающих программы по 3D-моделированию на стартовом и базовом уровне
350
398
Количество (процент) участников соревнований профессионального мастерства Junior Skills по компетенциям: Графический дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, Аэрокосмическая инженерия и соревнований высокого уровня
150(43%)
307(77%)
Количество (процент) обучающихся, защитивших проекты
290(83%)
340(85%)

Количественная динамика в сторону увеличения количества обучающихся доказывает  повышение интереса школьников (педагогов и родителей) к деятельности по формированию инженерного мышления обучающихся, их заинтересованности в данном направлении работы Центра, а увеличение процентного  количества  участвующих в мероприятиях и поступивших в соответствующие ВУЗы доказывает эффективность представленной работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий