Методика организации


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРЕХ УРОВНЯХ ТРЕБУЕТ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ВЫБОРУ ФОРМ, МЕТОДОВ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уровень освоения
Характеристика
Формы и методы работы
Формы предъявления результата
Стартовый
Базовая или подготовительная ступень -  как основа технического творчества детей
Ориентация в выборе предпочтений  будущих занятий в ЦДЮТТ
1.Реализация дополнительных общеобразовательных программ в объединениях начального технического творчества, на начальных ступенях авиа-, авто-, судо-, моделирования, 3D-моделирования, робототехники  и др.
2. Организация предпрофессиональных проб школьников среднего возраста в инженерно-технических видах деятельности в режиме сетевого взаимодействия с ОУ
3. Организация экскурсий и обучающих игровых программы в интерактивных образовательных пространствах: ЛогикУМ, Музей компьютерной техники
4. Участие в конкурсах и соревнованиях на уровне учреждения и района.
Участие в массовых и конкурсных мероприятиях учреждения, района
Представление выполненных простых ученических проектов
Базовый
Расширение знаний в техническом творчестве
Ступень начальной профориентации
1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ технической направленности на базовом уровне
2. Организация предпрофильной подготовки и предпрофессиональных проб школьников 5-8 классов по краткосрочным практикоориентированным программам
3. Конкурсы и соревнования  районного и городского уровня
4. Проектная деятельность обучающихся
5. Организация тематических экскурсий на предприятия, ссузы, вузы и в музеи города и района
Участие в конкурсных мероприятиях, выставках районного, городского и Всероссийского уровней
Защита творческих проектов
Оформление портфолио работ школьников  в рамках предпрофильной подготовки


Продвину-тый
Профильная подготовка
Высшее спортивно-техническое мастерство
1. Освоение дополнительных общеобразовательных программ на продвинутом уровне
2. Конкурсы и соревнования городского и Всероссийского уровней, в том числе формата JuniorSkills
3. Участие в районных, городских и Всероссийских образовательных проектах
4. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута
5. Выездные учебно-тренировочные сборы
Участие в конкурсных мероприятиях городского, всероссийского и международного уровней,
Выбор следующей ступени образования по соответствующему профилю
Получение спортивных разрядов и званий: «Кандидат в мастера», «Мастер спорта РФ» по спортивно-техническим видам спорта

В формировании инженерного мышления школьников особую роль играет предпрофильная подготовка и профессиональные пробы, где учащиеся получают опыт деятельности, которую они выбрали, и могут определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. Такая работа проводится ЦДЮТТ в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Московского района.
Опыт работы ЦДЮТТ Московского района по данному направлению показал, что наиболее предпочтительной для ОУ района в рамках сетевого взаимодействия оказалась модель предпрофильной подготовки для целевых организованных групп по договорам с общеобразовательными учреждениями. При такой форме работы учащимися осваиваются краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы (18 или 36 часов). Данные программы осваиваются группами учащихся по очереди в течение года. Целевая группа (как правило – класс или параллель классов) делится на потоки примерно по 10 человек (по числу компьютеров в кабинете). Каждый поток, освоив одну программу, приступает к изучению другой, а на их место приходит следующая группа, т.е. потоки передвигаются по системе «вертолет». «Вертолетов» может быть несколько, в зависимости от количества учащихся в целевой группе. Такая форма  работы  позволяет школьникам познакомиться с азами профессиональной деятельности по нескольким направлениям и дать возможность учащимся через профессиональные пробы оценить  и выбрать наиболее привлекательные для себя виды деятельности.
В рамках освоения дополнительных образовательных программ у учащихся формируется представление о той или иной деятельности технической направленности (конструирование, моделирование, программирование и пр.). При этом, как правило, обучение по данным программам носит практикоориентированный характер, что и дает возможность обозначить этот этап как профессиональные пробы для учащихся. А использование информационно-коммуникационных технологий, синтеза активных методов обучения и потенциала компьютерно-виртуальных технологий являются важным звеном процесса осознанного выбора будущей профессиональной деятельности в области инженерно-технологических профессий.
За последние три года значительно возросло количество обучающихся на курсах предпрофильной подготовки, связанных с освоением 3D-моделирования (с 30 до 400 чел. в год). Освоение 3D-технологий оказалось особенно актуально для будущих абитуриентов технических учебных заведений в условиях, когда в школах есть проблемы с обучением традиционному черчению, а для обеспечения каждой школы необходимыми возможностями у района и города не хватает ресурсов. Во время обучения используются ресурсы «Районной лаборатории 3D-моделирования», где школьники, планирующие связать свое будущее с проектированием, конструированием в архитектуре, машиностроении, приборостроении,  авиации, космонавтике и т.д., могут реализовать в материале свои разработки, созданные в программах 3D-моделирования – распечатать их на 3D принтере.
Надо отметить, что в рамках данной модели школьники осуществляют профессиональные пробы по разным направлениям деятельности. Результатом такого погружения становится выстраивание индивидуального образовательного маршрута мотивированных школьников. Такие учащиеся приходят на освоение понравившейся программы в полном объеме на продвинутом уровне.
Конкретный пример результативности данной работ:  восьмиклассник Михаил Л., освоив краткосрочный курс по программе «Основы работы в Creo» (18 часов), разработал модель верстового столба к 95-летию Московского района, принял участие и  стал победителем первых соревнований по инженерному 3D моделированию среди школьников Санкт-Петербурга, будучи десятиклассником, стал победителем региональных соревнований в рамках JuniorSkills, представил Санкт-Петербург на всероссийских соревнованиях в Артеке в апреле 2016г; продолжает совершенствоваться в 3D-технологиях и планирует поступить в технический вуз.
В процессе разработки и реализации проекта «Районная лаборатория 3D-моделирования» творческая группа педагогов ЦДЮТТ разработала инженерное решение по минимальному и оптимальному наполнению такой лаборатории материально-техническими и компьютерными программными ресурсами. Результатом работы стало выделение специального раздела «Кружок под ключ» сайта «Инженерные 3D-технологии школьникам», создаваемого в рамках работы ЦДЮТТ как Федеральной инновационной площадки.
На этом сайте представлен опыт работы ЦДЮТТ, и даются ответы на основные вопросы, связанные с внедрением 3D-технологий в образовательный процесс общеобразовательного учреждения с точки зрения учителя, педагога и/или руководителя, готовых погрузиться в эту работу, но не имеющих доступа к методической поддержке и сопровождению.
На сайте можно найти примеры дополнительных общеобразовательных  программ и учебных модулей для обучения 3D-технологиям в системе дополнительного образования детей, в различных школьных курсах, во внеурочной деятельности; методические разработки к программам, некоторые примеры разработок заданий для обучающихся; положения конкурсных мероприятий для детей и педагогов, программу образовательного модуля для обучения педагогов работе в среде 123DDesign; ссылки на сетевые ресурсы по различным вопросам темы, проект инструкции по ОТ в лаборатории 3D-моделирования, положение о школьной 3D-лаборатории, планы, анонсы событий и т.д.
Материалы по реализации проектов программы развития учреждения систематически отражаются также на сайте ЦДЮТТ и других ресурсах сети Интернет.
Приведенные в таблице ссылки отсылают к материалам, иллюстрирующим содержание работы по формированию инженерного мышления школьников. Среди материалов – проекты учреждения, видеоматериалы и презентации, ученические проекты, интернет-ресурсы, отчеты, статьи и т.д.

Проект
Материал
Ссылка
«Стать инженером»


Сайт «3D-технологии школьникам»


Дебют в новом виде соревнований в формате Scalextric4schools (соревнования по трассовому автомоделизму, организованные СПб политехническим университетом имени Петра Великого, кафедрой машиностроения)


Итоговые проекты школьников, обучавшихся в курсе предпрофильного обучения на базе ЦДЮТТ 3D-моделированию в программе Autodesk 123D Design


Мастер-класс для школьников Невского района СПб «Погружение в 3D-технологии»


Детские проекты по итогам открытого районного конкурса  по 3D-моделированию «Двенадцать стульев» (видео)



«Робототехника»
Программа по робототехнике «Основы Lego- программирования»



Ежегодный конкурс «Твори, выдумывай, пробуй!» -  соревнование по робототехнике для начинающих «Время роботов», защита проектов и разработок по теме  «Робототехника»



Конкурс ЦДЮТТ по робототехнике «РОБОСТАРТ»


«Инженерные 3D-технологии – школьникам»
Методические материалы по организации обучения 3D-технологиям в ОУ и УДО






Материалы Федеральной инновационной площадки ЦДЮТТ Московского района СПб



Подготовка к
соревнованиям регионального чемпионата по компетенции «Аэрокосмическая инженерия»


Информация о движении JuniorSkills


Отчеты об участии в соревнованиях



Итоги  участия во II открытом Региональном чемпионате JuniorSkills в компетенции «Графический дизайн». Примеры детских проектов



«Символ памяти – 3D-моделирование»
Образовательный проект, разработанный для гармонизации технической и гуманитарной составляющих при подготовке будущих инженеров, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы по 3D-моделированию
http://molcentr-cdutt.wixsite.com/3d-tehnologyschool/setevye-proekty
«Предпрофильная подготовка»
Компьютерная презентация «Модели сетевого взаимодействия ГБУ ДО ЦДЮТТ и образовательных организаций общего образования Московского района »


«Портфолио ученических работ»
Видеоматериал «Представление в портфолио ученика результатов освоения краткосрочных программ дополнительного образования»


Проект «Аэрокосмические технологии (CanSat
Команда «МАГ» ЦДЮТТ Московского района СПб – участник Первого Корпоративного чемпионата «Молодые профессионалы РОСКОСМОСА»




Продолжение сетевого образовательного проекта «Строительство микроспутника CanSat»


«Мастер ТВ»
Аннотации дополнительной общеобразовательной программы «Видеостудия»




Сайт объединения
Видеостудии «Мастер-TV»

«Будни – газета ученического самоуправления»
Концепция издания
газеты «Будни»



Архив выпусков газеты «Будни»


«Лаборатория «3D-моделирования»
Видеофильм «3D-лаборатория»




Методические материалы по организации обучения 3D-технологиям в ОУ и УДО


«Музей компьютерной техники»
Информация о Музее компьютерной техники

«ЛогикУм»
Информация о мотивирующем образовательном пространстве на сайте учреждения

Электронные базы данных «Достижения обучающихся»
Отчеты об участии проектов школьников в мероприятиях



3D-галереи работ школьников



«Профессиональное мастерство педагога»
Долгосрочный семинар для учителей информатики и технологии ОУ Московского района по освоению учебного модуля «Основы 3D-моделирования» для реализации районного проекта «Лаборатория 3D-моделирования» на базе ЦДЮТТ









Программа повышения квалификации учителей школ и педагогов дополнительного образования «Основы 3D-моделирования»



Отчет о семинаре «IT и 3D-технологии в поддержку творчества школьников в системе дополнительного образования»


Открытый семинар в ЦДЮТТ «3D-моделирование – перспективный ресурс предпрофильной подготовки в условиях сетевого взаимодействия»


«ЦДЮТТ – инновационная площадка»
Положение об инновационной деятельности

«Сайт ЦДЮТТ»


Центр дистанционного обучения
Раздел на сайте ЦДЮТТ




Блог «Видеостудия»


Пример группы в социальной сети ВКонтакте «Компьютерная разработка керамических изделий»
https://vk.com/public63119075
«ЦДЮТТ в сети»
ЦДЮТТ ВКонтакте


Блог «Профориентация»


Блог «Видеостудия»


«Родители - участники коллегиального органа управления учреждением»
Анкета для родителей

Комментариев нет:

Отправить комментарий