ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРЕХ УРОВНЯХ ТРЕБУЕТ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ВЫБОРУ ФОРМ, МЕТОДОВ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровень
освоения
|
Характеристика
|
Формы и методы работы
|
Формы предъявления результата
|
Стартовый
|
Базовая или подготовительная ступень - как основа технического творчества детей
Ориентация в выборе предпочтений будущих занятий в ЦДЮТТ
|
1.Реализация дополнительных общеобразовательных
программ в объединениях начального технического творчества, на начальных
ступенях авиа-, авто-, судо-, моделирования, 3D-моделирования, робототехники и др.
2. Организация предпрофессиональных проб
школьников среднего возраста в инженерно-технических видах деятельности в
режиме сетевого взаимодействия с ОУ
3. Организация экскурсий и обучающих игровых
программы в интерактивных образовательных пространствах: ЛогикУМ, Музей
компьютерной техники
4. Участие в конкурсах и соревнованиях на уровне
учреждения и района.
|
Участие в массовых и конкурсных мероприятиях
учреждения, района
Представление выполненных простых ученических
проектов
|
Базовый
|
Расширение знаний в техническом
творчестве
Ступень начальной
профориентации
|
1. Реализация дополнительных общеобразовательных
программ технической направленности на базовом уровне
2. Организация предпрофильной подготовки и
предпрофессиональных проб школьников 5-8 классов по краткосрочным
практикоориентированным программам
3. Конкурсы и соревнования районного и городского уровня
4. Проектная деятельность обучающихся
5. Организация тематических экскурсий на
предприятия, ссузы, вузы и в музеи города и района
|
Участие в конкурсных мероприятиях, выставках районного,
городского и Всероссийского уровней
Защита творческих проектов
Оформление портфолио работ школьников в рамках предпрофильной подготовки
|
Продвину-тый
|
Профильная подготовка
Высшее спортивно-техническое
мастерство
|
1. Освоение дополнительных общеобразовательных
программ на продвинутом уровне
2. Конкурсы и соревнования городского и
Всероссийского уровней, в том числе формата JuniorSkills
3. Участие в районных, городских и Всероссийских
образовательных проектах
4. Выстраивание
индивидуального образовательного маршрута
5.
Выездные учебно-тренировочные сборы
|
Участие в конкурсных мероприятиях городского,
всероссийского и международного
уровней,
Выбор следующей ступени образования по соответствующему
профилю
Получение спортивных разрядов и званий: «Кандидат
в мастера», «Мастер спорта РФ» по спортивно-техническим видам спорта
|
В формировании инженерного мышления школьников особую
роль играет предпрофильная подготовка и профессиональные пробы, где учащиеся
получают опыт деятельности, которую они выбрали, и могут определить,
соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. Такая работа
проводится ЦДЮТТ в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями
Московского района.
Опыт
работы ЦДЮТТ Московского района по данному направлению показал, что наиболее
предпочтительной для ОУ района в рамках сетевого взаимодействия оказалась
модель предпрофильной подготовки для целевых организованных групп по договорам
с общеобразовательными учреждениями. При такой форме работы учащимися
осваиваются краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы (18 или
36 часов). Данные программы осваиваются группами учащихся по очереди в течение
года. Целевая группа (как правило – класс или параллель классов) делится на
потоки примерно по 10 человек (по числу компьютеров в кабинете). Каждый поток,
освоив одну программу, приступает к изучению другой, а на их место приходит
следующая группа, т.е. потоки передвигаются по системе «вертолет». «Вертолетов»
может быть несколько, в зависимости от количества учащихся в целевой группе.
Такая форма работы позволяет школьникам познакомиться с азами
профессиональной деятельности по нескольким направлениям и дать возможность
учащимся через профессиональные пробы оценить
и выбрать наиболее привлекательные для себя виды деятельности.
В
рамках освоения дополнительных образовательных программ у учащихся формируется
представление о той или иной деятельности технической направленности (конструирование,
моделирование, программирование и пр.). При этом, как правило, обучение по
данным программам носит практикоориентированный характер, что и дает
возможность обозначить этот этап как профессиональные пробы для учащихся. А
использование информационно-коммуникационных технологий, синтеза активных
методов обучения и потенциала компьютерно-виртуальных технологий являются
важным звеном процесса осознанного выбора будущей профессиональной деятельности
в области инженерно-технологических профессий.
За
последние три года значительно возросло количество обучающихся на курсах
предпрофильной подготовки, связанных с освоением 3D-моделирования (с 30 до 400
чел. в год). Освоение 3D-технологий оказалось особенно актуально для будущих
абитуриентов технических учебных заведений в условиях, когда в школах есть
проблемы с обучением традиционному черчению, а для обеспечения каждой школы
необходимыми возможностями у района и города не хватает ресурсов. Во время
обучения используются ресурсы «Районной лаборатории 3D-моделирования», где
школьники, планирующие связать свое будущее с проектированием, конструированием
в архитектуре, машиностроении, приборостроении,
авиации, космонавтике и т.д., могут реализовать в материале свои разработки,
созданные в программах 3D-моделирования – распечатать их на 3D принтере.
Надо
отметить, что в рамках данной модели школьники осуществляют профессиональные
пробы по разным направлениям деятельности. Результатом такого погружения
становится выстраивание индивидуального образовательного маршрута
мотивированных школьников. Такие учащиеся приходят на освоение понравившейся
программы в полном объеме на продвинутом уровне.
Конкретный
пример результативности данной работ: восьмиклассник
Михаил Л., освоив краткосрочный курс по программе «Основы работы в Creo» (18
часов), разработал модель верстового столба к 95-летию Московского района,
принял участие и стал победителем первых
соревнований по инженерному 3D моделированию среди школьников Санкт-Петербурга,
будучи десятиклассником, стал победителем региональных соревнований в рамках
JuniorSkills, представил Санкт-Петербург на всероссийских соревнованиях в
Артеке в апреле 2016г; продолжает совершенствоваться в 3D-технологиях и
планирует поступить в технический вуз.
В
процессе разработки и реализации проекта «Районная лаборатория 3D-моделирования»
творческая группа педагогов ЦДЮТТ разработала инженерное решение по
минимальному и оптимальному наполнению такой лаборатории
материально-техническими и компьютерными программными ресурсами. Результатом
работы стало выделение специального раздела «Кружок под ключ» сайта «Инженерные
3D-технологии школьникам», создаваемого в рамках работы ЦДЮТТ как Федеральной
инновационной площадки.
На
этом сайте представлен опыт работы ЦДЮТТ, и даются ответы на основные вопросы,
связанные с внедрением 3D-технологий в образовательный процесс общеобразовательного
учреждения с точки зрения учителя, педагога и/или руководителя, готовых погрузиться
в эту работу, но не имеющих доступа к методической поддержке и сопровождению.
На
сайте можно найти примеры дополнительных общеобразовательных программ и учебных модулей для обучения
3D-технологиям в системе дополнительного образования детей, в различных
школьных курсах, во внеурочной деятельности; методические разработки к
программам, некоторые примеры разработок заданий для обучающихся; положения
конкурсных мероприятий для детей и педагогов, программу образовательного модуля
для обучения педагогов работе в среде 123DDesign; ссылки на сетевые ресурсы по
различным вопросам темы, проект инструкции по ОТ в лаборатории
3D-моделирования, положение о школьной 3D-лаборатории, планы, анонсы событий и
т.д.
Материалы
по реализации проектов программы развития учреждения систематически отражаются также
на сайте ЦДЮТТ и других ресурсах сети Интернет.
Приведенные
в таблице ссылки отсылают к материалам, иллюстрирующим содержание работы по
формированию инженерного мышления школьников. Среди материалов – проекты
учреждения, видеоматериалы и презентации, ученические проекты, интернет-ресурсы,
отчеты, статьи и т.д.
Проект
|
Материал
|
Ссылка
|
«Стать инженером»
|
Сайт «3D-технологии школьникам»
|
|
Дебют
в новом виде соревнований в формате Scalextric4schools
(соревнования по трассовому автомоделизму, организованные СПб
политехническим университетом имени Петра Великого, кафедрой машиностроения)
|
|
|
Итоговые проекты школьников, обучавшихся в курсе
предпрофильного обучения на базе ЦДЮТТ 3D-моделированию в программе Autodesk
123D Design
|
|
|
Мастер-класс для школьников Невского района СПб «Погружение
в 3D-технологии»
|
|
|
Детские проекты по итогам открытого районного конкурса
по 3D-моделированию «Двенадцать стульев» (видео)
|
|
|
«Робототехника»
|
Программа по
робототехнике «Основы Lego-
программирования»
|
|
Ежегодный конкурс
«Твори, выдумывай, пробуй!» -
соревнование по робототехнике для начинающих «Время роботов», защита проектов и разработок по
теме «Робототехника»
|
|
|
Конкурс ЦДЮТТ по робототехнике «РОБОСТАРТ»
|
|
|
«Инженерные
3D-технологии – школьникам»
|
Методические материалы по
организации обучения 3D-технологиям
в ОУ и УДО
|
|
Материалы Федеральной
инновационной площадки ЦДЮТТ Московского района СПб
|
|
|
Подготовка к
соревнованиям регионального чемпионата по компетенции
«Аэрокосмическая инженерия»
|
|
|
Информация о движении JuniorSkills
|
|
|
Отчеты
об участии в соревнованиях
|
|
|
Итоги участия во II открытом Региональном
чемпионате JuniorSkills в компетенции «Графический дизайн». Примеры детских
проектов
|
|
|
«Символ
памяти – 3D-моделирование»
|
Образовательный проект, разработанный для гармонизации
технической и гуманитарной составляющих при подготовке будущих инженеров,
осваивающих дополнительные общеобразовательные программы по 3D-моделированию
|
http://molcentr-cdutt.wixsite.com/3d-tehnologyschool/setevye-proekty
|
«Предпрофильная
подготовка»
|
Компьютерная презентация «Модели сетевого взаимодействия ГБУ
ДО ЦДЮТТ и образовательных организаций общего образования Московского района
»
|
|
«Портфолио
ученических работ»
|
Видеоматериал «Представление в портфолио ученика результатов
освоения краткосрочных программ дополнительного образования»
|
|
Проект
«Аэрокосмические технологии (CanSat)»
|
Команда «МАГ» ЦДЮТТ Московского района СПб – участник
Первого Корпоративного чемпионата «Молодые профессионалы РОСКОСМОСА»
|
|
Продолжение сетевого образовательного проекта «Строительство
микроспутника CanSat»
|
|
|
«Мастер
ТВ»
|
Аннотации дополнительной
общеобразовательной программы «Видеостудия»
|
|
Сайт объединения
Видеостудии «Мастер-TV»
|
|
|
«Будни
– газета ученического самоуправления»
|
Концепция издания
газеты «Будни»
|
|
Архив выпусков газеты «Будни»
|
|
|
«Лаборатория
«3D-моделирования»
|
Видеофильм «3D-лаборатория»
|
|
Методические материалы по
организации обучения 3D-технологиям
в ОУ и УДО
|
|
|
«Музей
компьютерной техники»
|
Информация о Музее
компьютерной техники
|
|
«ЛогикУм»
|
Информация о мотивирующем образовательном пространстве на сайте учреждения
|
|
Электронные
базы данных «Достижения обучающихся»
|
Отчеты об участии проектов
школьников в мероприятиях
|
|
3D-галереи работ школьников
|
|
|
«Профессиональное
мастерство педагога»
|
Долгосрочный семинар для учителей информатики и технологии
ОУ Московского района по освоению учебного модуля «Основы 3D-моделирования»
для реализации районного проекта «Лаборатория 3D-моделирования» на базе ЦДЮТТ
|
|
Программа повышения квалификации учителей школ и педагогов
дополнительного образования «Основы 3D-моделирования»
|
|
|
Отчет о семинаре «IT и 3D-технологии в поддержку
творчества школьников в системе дополнительного образования»
|
|
|
Открытый семинар в ЦДЮТТ «3D-моделирование – перспективный
ресурс предпрофильной подготовки в условиях сетевого взаимодействия»
|
|
|
«ЦДЮТТ
– инновационная площадка»
|
Положение об инновационной
деятельности
|
|
«Сайт
ЦДЮТТ»
|
|
|
Центр
дистанционного обучения
|
Раздел на сайте ЦДЮТТ
|
|
Блог «Видеостудия»
|
|
|
Пример группы в социальной
сети ВКонтакте «Компьютерная разработка керамических изделий»
|
https://vk.com/public63119075
|
|
«ЦДЮТТ
в сети»
|
ЦДЮТТ ВКонтакте
|
|
Блог «Профориентация»
|
|
|
Блог «Видеостудия»
|
|
|
«Родители
- участники коллегиального органа управления учреждением»
|
Анкета для родителей
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий